01.09.2023

Тобольский «Шут Балакирев» получился лучше, чем в «Ленкоме»

В Ноябрьске впервые в истории города побывал с гастролями Тобольский драматический театр имени Петра Ершова.

Фото Владислава Саверченко

В Ноябрьске впервые в истории города побывал с гастролями Тобольский драматический театр имени Петра Ершова. Спектакль «Шут Балакирев», вначале произведший фурор на берегах Иртыша, теперь покорил ямальского зрителя.

Досказать недосказанное

Гастроли состоялись по инициативе губернаторов Тюменской области и Ямала с целью культурного обмена между муниципалитетами «матрешки». Проект так и назвали – «Культурное сотрудничество» по аналогии с программой социально-экономического партнерства, уже много лет успешно реализуемой нашими регионами.

– «Культурное сотрудничество» – новый виток развития наших отношений, который позволит ямальцам увидеть лучшие музыкальные, театральные, танцевальные постановки тюменских коллективов, – отметил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.

В рамках вышеупомянутого проекта на Ямал – в Новый Уренгой и Ноябрьск – привезли «Шута Балакирева». Для нашего города этот спектакль примечателен еще тем, что ставил его наш с вами земляк, художественный руководитель Ноябрьского городского театра Анатолий Лобанов.

– Мы с Анатолием познакомились несколько лет назад на фестивале в Екатеринбурге, – рассказывает директор Тобольского драмтеатра Евгений Пономарев. – На меня произвела большое впечатление постановка, которую привезла туда ноябрьская труппа. Я понял, что мы близки по энергетике, духу, почерк режиссера Лобанова хорошо вписывается в нашу театральную эстетику. Я предложил ему поставить что-нибудь для нашего театра, и он согласился.

Этим «чем-нибудь» и оказался «Шут Балакирев» – последняя пьеса талантливейшего советского и российского драматурга Григория Горина. Массовому зрителю он известен своими сценариями к фильмам «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона».

Фото Владислава Саверченко

«Шут Балакирев» – это, как указал сам автор пьесы, придворная комедия. Сатирическая фантасмагория эпохи Петра I и взошедшей вслед за ним на престол Екатерины I. В пьесе причудливо переплетается балаган-лубок и глубокая социальная драма, смешное соседствует с трагичным, реальное – с потусторонним.

Первая премьера спектакля состоялась в 2002 году в легендарном «Ленкоме» стараниями его главного режиссера Марка Захарова. Хотя, как пишут некоторые источники, самой первой площадкой, где было поставлено последнее детище Горина, был Норильский драматический театр. Как был то ни было, за некий эталонный вариант принято считать именно ленкомовскую постановку. Лично я смотрел ее видеоверсии 2002 и 2011 года с разным, но неизменно звездным актерским составом: Караченцов, Янковский, Лазарев, Миронова, Захарова. Не скажу, что остался в восторге от увиденного. Оставалось впечатление какой-то незавершенности, недосказанности (взирая на голые доски в качестве сценографического решения – «недоструганности»). Это что касается режиссуры. Драматургия в свою очередь резала ухо нарочитой грубостью и скабрезностью. Раньше тонкий и ироничный Горин такого себе не позволял.

Слаженный ансамбль

Отягощенный таким вот бэкграундом, я пришел на спектакль Тобольского драмтеатра в ЦД «Нефтяник». Без всякой мысли потрафить своим осмелюсь утверждать: совместный творческий продукт ноябрьского режиссера и тобольских актеров мне понравился намного больше, чем столичный аналог, созданный и воплощенный признанными мэтрами сцены. Драматургический материал заиграл новыми красками, содержание получило яркую и объемную форму. То, что трудно было донести словами, оттенялось пластически, музыкально, акробатически. Исчезли незавершенность, недосказанность. Появилось зерно спектакля – эмоциональное ощущение сути драматургии. А это то, без чего немыслим русский театр в его классическом понимании.

– Браться за «Шута Балакирева» было страшно, – признается Анатолий Лобанов. – Пьеса масштабная, сложная, многоплановая и как будто не до конца отшлифованная самим автором. Готовясь к постановке, перелопатил тома исторический литературы, чтобы понять, какой была петровская эпоха с ее нравами, менталитетом. В самой же пьесе меня более всего заинтересовал феномен того, что происходит с нормальным человеком, когда он попадает в горнило власти, каким он оттуда выходит. Это был лейтмотив спектакля.

– Вы не находите, что проблемы, поднятые в пьесе, весьма актуальны и сегодня?

– Более чем! Это и настораживало. Тем не менее мы делали спектакль нагло, хамски – в хорошем смысле этих слов. Позволяли себе все, что захотим. И актеры были раскрыты, свободны. А именно этого я и добивался. Вообще, в Тобольском драмтеатре прекрасный, очень слаженный актерский ансамбль.

Фото Николая Береснева

Сегодня «Шута Балакирева» называют визитной карточкой Тобольска, одной из самых масштабных и удачных постановок последних лет. Премьера состоялась в начале марта прошлого года, и билеты были раскуплены задолго до назначенной даты. Полтора года спустя в зрительном зале ЦД «Нефтяник» тоже не было свободных мест. Билеты, правда, не продавали, бесплатно раздавали пригласительные. После спектакля зрители долго не отпускали актеров, выкрикивая: «Молодцы! Спасибо!»

Между тем руководство театра имени Ершова вынашивает новые планы совместной работы с Лобановым, а тот в свою очередь намерен пригласить главного режиссера ТДТ Дениса Юдина поставить что-нибудь в Ноябрьске – эдакое «Культурное сотрудничество» изнутри.

 

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Евгений Демьянюк

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *