23.06.2023

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой

82 года назад началась Великая Отечественная война: горестное, но и героическое испытание.

82 года назад началась Великая Отечественная война: горестное, но и героическое испытание. В полдень воскресного дня, 22 июня 1941 года, война вошла в каждый дом голосом Молотова из репродукторов. И напоминала о себе долгих четыре года: повестками и похоронками.

ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ: НЕТ ПЕНСИИ У ПАМЯТИ
Что видится нам в сполохах пламени Вечного огня? Каждый видит свое. Я – лицо отца Апполона Федоровича Платонова 1926 года рождения. Он был призван в 1943-м, воевал на Украине и дальше освобождал Европу. Воспоминаний о войне не оставил, все было «на потом». Однако ушел он быстро и внезапно, едва перешагнув свои семьдесят.
Последний раз папа отметил 50-летие Дня Победы в Ноябрьске в 1995 году: торжество было очень волнительным. Через два года его не стало, тогда меня накрыла волна горьких сожалений, как бывает всегда, когда уходит близкий и дорогой, но непонятый до конца человек. Отец был мудр, в нем чувствовалась абсолютная уверенность в своей нужности на этой земле.
Два его брата – мои дядья – хлебнули военной годины по самое горлышко. Старшего – Игнатия Федоровича Платонова – призвали в июне 41-го. Координаты его военного пути я нашла на сайтах архива Минобороны и Российского государственного военного архива. В справках из госпиталя и медсанбата расписаны ранения – где, когда. Воинское звание – лейтенант: 232-й стрелковый полк, 182-я стрелковая дивизия, 13-я воздушно-десантная бригада. В конце первого военного года тетя – Клавдия Романовна – получила похоронку на мужа. Казенным языком было написано: «Место выбытия – Ленинградская область, Лычковский район. Ноябрь 1941 г.».
В семье Игната и Клавдии подрастали двое деток – мои двоюродные брат Петр и сестра Людмила. И какова же была их радость, когда зимой 1942-го Игнатий Федорович вернулся в родную деревню Темная Речка Нижнетавдинского района Тюменской области. Он остался жив. Было тяжелое ранение и долгое лечение в госпитале Ленинграда, благо, что военно-полевая хирургия в Северной столице оказалась на высоте, доктора сохранили ему руку. Однако ее двигательные функции восстановить не удалось, до конца жизни дядя Игнат делал всю работу одной правой, при этом у него был почти каллиграфический почерк. Большой души был человек и рачительный хозяин, председательствовал Игнат в колхозе до мая 1945-го, пока не стали возвращаться деревенские мужики с войны. Весной 1944-го родилась у Платоновых еще одна дочь – Раиса: война войной, но жизнь брала свое.

ДА РАЗВЕ СЕРДЦЕ ПОЗАБУДЕТ…
Другой мой дядя – Николай Федорович – родился в 1923-м. Ему исполнилось восемнадцать лет в ноябре 41-го, он сразу пошел на фронт вслед за старшим братом. В списках младшего состава 392-го запасного полка о нем есть запись: «Образование восемь классов, воинское звание – рядовой». Служил санинструктором: до армии дядя Коля успел поработать в амбулатории фельдшером. После призыва учился в Тюмени на курсах и, судя по записям, прибыл в часть 5 октября 1942-го. Воевал под Сталинградом, потерял руку. Осколком снаряда срезало правую наполовину, ее ампутировали выше локтя. Получил инвалидность, демобилизовался.
Вернулся домой незадолго до дня Победы, там его ждала жена Нюра. Со временем стал пчеловодом, на озере Штакуль завел пасеку. Сколько лет я его помню, так все это время он справлялся одной рукой с пятидесятилитровыми флягами с медом. Они были неимоверно тяжелые.

ГЕРОИЗМ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ

Перечитываю список наград Игната и Николая Платоновых, и меня охватывает гордость. Понимаю, что они воевали не за медали и ордена и даже на праздник их редко надевали, но мы храним знаки воинской доблести в заветных шкатулках. У Игнатия Федоровича – ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». У Николая Федоровича – орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды.
После войны все дружно трудились в колхозе, и надо было видеть, с каким уважением относились к братьям-фронтовикам односельчане. Когда нас, городских детей, отправляли в деревню, то радости нашей не было предела – тепла и любви у Платоновых хватало на всех. Не растратили они человечность в боях, лишениях и трудностях. Вечная им память.

Фото из архива автора

Автор Людмила Бондырева

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *