02.09.2022

Мечтатель с душою матроса, первопроходец вздыбленных болот

Критики пишут, что автобиографический жанр в прозе утратил актуальность. А в поэзии?

Критики пишут, что автобиографический жанр в прозе утратил актуальность. А в поэзии? Об этом наш разговор с Василием Титовым, самобытным поэтом, издавшим весной этого года свою первую книгу стихов – «Кровяная клюква».

Желанье дела, встречное доверье

Василия Александровича в Ноябрьске помнят: в городе он прожил двадцать шесть лет, работал электриком в УТВиКе (сегодня это фирма ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск»).
Приехал на Ямал в 1982-м. Вот как он вспоминает свой первый северный год:
– Никого из друзей и знакомых у меня здесь не было. Трудился в Сургуте, но как-то не шатко не валко. Зарплата небольшая, с жильем вопрос никак не решался. Решил рвануть дальше на Север, предложили работу в нефтегазодобывающем управлении «Холмогорнефть». Начальник Василий Калмыков посмотрел мои документы, сказал – «годен». Пока ждал разрешение на въезд (в регион можно было въехать только по специальному пропуску), прокатился на поезде до Усинска. Это городок в Республике Коми, там тоже добывали нефть и газ. И что меня удивило: знали в Усинске НГДУ «ХН», и руководителя тоже знали. О своем тезке – Василии Калмыкове – слышал только хорошее: человек дельный. С рабочими общается на равных, никаких начальственных привилегий. Мне это понравилось. Решил более ничего не искать и вернулся в Ноябрьск. Работал электриком на Товарном парке в поселке Холмы.
Тут самое время сказать, что приехал Титов обживать северный край уже будучи женатым: отцом семейства, так сказать. В Тольятти ждали от него вызова жена Лидия и сын Алексей. Поэтому решил Василий от нефтяников уйти в коммунальщики: управление тепловодоснабжения и канализации располагалось в городе, на его территории можно было поставить вагончик.
– По первому образованию я плотник. Вагончик соорудил на санях, ребята мне полозья сварили, подсобили. Как знал, что придется его туда-сюда таскать, – улыбается Василий.
Когда проверяющие органы стали интересоваться законностью поселения (во время упорядочивания в городе жилья), Титовы переместились на другое место. Несколько раз им пришлось так перемещаться: наподобие улитки, у которой домик всегда с собой, на спине.
– С УТВиКа я на пенсию ушел, - говорит Василий Александрович. – А первое стихотворение написал на Волге. До приезда в Ноябрьск у меня уже немалый жизненный путь был.

Камские и волжские излучины

Я всегда волнуюсь, открывая сборник стихов или рассказов земляков-ноябрян. Давно наша редакционная полка не пополнялась новинками: год назад Василий Жилин презентовал повесть «Времена не выбирают», и с тех пор тишина. Так что сборник стихов Василия Титова стал приятной неожиданностью. При том, что встреча с автором оказалась тоже нерядовым событием. Это я к тому, что есть у наших северных писателей одно неоспоримое преимущество: если они берутся за перо, то пишут искренне и правдиво. Не высасывают сюжет из пальца – жизненного опыта им хватает на самые интересные повествования.
Василий Александрович родился в Саратовской области в селе. Он 1950-го, пять лет прошло с победного сорок пятого и по всей стране был небывалый всплеск рождаемости. Кроме него в семье уже подрастала старшая сестра Нина, а после него родились еще сестра Надежда и брат Николай.
– Читать книжки было некогда, отец работал комбайнером, я с малых лет при нем, помощником. Из детских воспоминаний запомнилось, как я заблудился. За селом у нас была кулига, в ней заросли татарника (колючего растения с яркими цветами). Как я туда забрел, не знаю. В общем, заблудился. Нашли меня поздним вечером, всего искусанного муравьями. Повезло, мог и в чащу забрести, – рассказывает мужчина.
Своеобразный слог моего собеседника вынудил меня залезть в словарь. Что означает «кулига»? Читаем: «Лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия». Словно я на диалектологической практике побывала, такие вкусные слова знает Василий Александрович. Недаром все отмечают в его стихах самородность: например, снег у него – «улегшийся парус». Образ паруса часто появляется в стихотворных эпитетах Титова, только он не лермонтовский, а больше похож на ветрило из рассказов Грина. С долей романтики.
– Служил в армии в Приморье, недалеко от реки Сучан. Сегодня у нее другое название – Партизанская. Места там красивейшие, – вспоминает Титов. – Я вырос на Волге и краше реки-кормилицы не знаю водных артерий, но в России так много заповедного, что не устаешь смотреть и любоваться.
После армии Василий окончил филиал Самарского речного техникума в Тольятти. Работал электромехаником на теплоходах, возивших по Волге грузы. Его ответственностью были электрическая и радиотехническая части судна. На Волге он написал первое стихотворение, а уже потом писал по памяти, храня в душе всплеск волны.

Край брусники и рыбного изобилия
В книге «Кровяная клюква» около сотни стихотворений, а еще в ней опубликованы очерки наших коллег о Титове: авторы – Константин Тигов и Александр Гребенев. Об их дружбе с поэтом я хочу рассказать.
Василия Титова в городе знали как «ноябрьского корабела», именно так прозвали волжанина с легкой руки журналиста Тигова. Немало совместных зорь встретили они на рыбалках.
– Василий Титов построил десять алюминиевых лодок, – писал в своем очерке корреспондент городской газеты. – Исповедует в весельных средствах передвижения скорость, транспортабельность, экономичность расхода топлива, живучесть и безопасность. Вот такой он профессионал, совмещающий теорию и практику.
Константину Тигову вторит Александр Гребенев: «Василий Титов – личность в охотничье-рыбацких кругах известная, если не легендарная. Сам конструирует и делает лодки. О его изобретениях рассказывают журналы «Рыболов и охотник», «Катера и яхты».
А мы рассказали сегодня о Василии Александровиче как о поэте. В октябре ему исполнится 72 года, но Титов бодр и полон творческих планов. Несмотря на то, что с 2007-го года живет на земле, он легко садится в поезд и едет в край брусники и рыбного изобилия.
– Сын Алексей связал свою жизнь с Севером, и мне есть, к кому приезжать. Скучаю за Ноябрьском, за теми годами в четверть века, которые провел на берегах озера Ханто и реки Янга-Яха.
Фото Дмитрия Агатия

Автор Людмила Бондырева

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *