Записки учителя истории

Моя бабушка - Агния Поликарповна Бусыгина - всю жизнь проработала в школе, более 50 лет.

Автор: Алина Тесля

Фото: семейный архив автора

Моя бабушка - Агния Поликарповна Бусыгина - всю жизнь проработала в школе, более 50 лет.

Она вырастила сотни учеников, которые благодарной рекой вели затем своих детей к любимой учительнице. Уже на склоне лет в 2000 - 2004 годах она для нас, своих наследников, написала воспоми-нания - записки-наблюдения о себе, семье, работе, времени, в которое пришлось жить. Три общих тетради мелким каллиграфическим почерком - бесценные свидетельства прошлого века. Вот некоторые страницы из её дневника. *

Желание учиться

…В 13 лет я окончила неполную среднюю школу (7 классов) и заявила родителям: «Пойду в педтехникум учиться на учительницу, как Агния Лаврентьевна». Отец выслушал и говорит: «Куда тебе в учительницы! Ученики веником тебя прихлопнут в углу и не выставишься». Я была маленького роста.


В среднюю школу не хотела. К братьям в Сибирь родители не отпустили. В педучилище не приняли – неполных 14 лет, а принимали с 15. Оставили дома. В сентябре все дети в школу пошли, а меня – на колхозное поле копать картофель, колотить и расстилать лён, потом снимать лён и помогать укладывать в телеги и увозить в овин для просушки и дальнейшей обработки.

Бывало утром идёшь по холодной росе, а иногда и в иней вместе со взрослыми, и такая скука берёт: все учатся, а я иду на работу. Лучше бы я каждый день за 30 километров в школу ходила. Однажды вечером после ужина и высказала эту мысль. Родители промолчали. А когда выпал снег, полевые работы закончились, отец и говорит: «А что, дочка, если ты так стремишься учиться, давай сделаем так: ты с января пойди в Ивановскую семилетку, повтори за 7 класс материал, сдай экзамены заново и поезжай в свой педтехникум, попытай счастье, может, примут, а там уж как сдашь вступительные экзамены. Хорошо сдашь – поедешь учиться».

Я задумалась: ведь мне будет только 14 полных лет. Поговорила с двоюродным братом. Он посоветовал в справке о рождении сделать небольшую поправку: декабрь 1923 исправить на январь. А там, мол, учителей убедишь, ведь год почти в твою пользу. Так и сделали.

…Вступительные экзамены в педтехникум сдала успешно, и меня зачислили на I курс, назначив повышенную стипендию -
  23 рубля.


Памятный  день

…Окончив первый курс, спешила домой: надо было заработать на учёбу зимой. Я успевала к сенокосу, уборке хлебов и тереблению льна. В первые летние каникулы заработала 140 трудодней. А в тот год на каждый трудодень выдавали по 6 кг зерна, полпуда сена, по 35 г сливочного масла, по 50 г льняного масла.

На второй курс поехала учиться в новом демисезонном пальто. Учёба шла успешно. Избрали председателем студенческого профсоюза. Участвовала в педагогическом кружке, в хоре и спортивной секции. На лыжных соревнованиях занимала первые места. …Учебный год закончила на «хорошо» и «отлично». По итогам учебного года была помещена на Доску почёта.

Памятным стал 3-й курс техникума. Первые шаги в профессию, первая практика, первый открытый урок, первые невидимые нити, которые сплели мою душу и души учеников…

Чувствуя приближение расставания, все третьекурсники ещё больше сдружились. Сдавая экзамены, готовились к выпускному вечеру. Мне родители купили первый отрез шёлка и заказали платье. Но портниха не сумела приготовить, и я на выпускной вечер пошла в ситцевом цветастом платье, обновив его лишь пояском, который сшила сама из тесьмы в четыре полосы. А туфли были брезентовые, подкрашенные лёгким слоем зубного порошка.

Не хотела идти на вечер в таком «наряде», но пришли ребята-однокурсники и тоже в поношенных своих одеждах и говорят, что не платья и костюмы в памяти останутся, а наш прощальный выпускной с товарищами и с нашими наставниками, которые нам дали очень много.

Вечер и в самом деле оказался незабываемым на всю жизнь. Угощений никаких не было, мы всю ночь танцевали, играли, гуляли, а когда взошло солнце, мы пошли в парк и фотографировались. Но из-за нашей бедности у нас не осталось индивидуальных фотографий, зато остались альбомы со стихами от друзей, товарищей и учителей.

В общежитие пришли в восьмом часу утра 22 июня 1941 года. Уставшие, полные впечатлений, свалились на кровати и сразу уснули.

Проснулись от скрипа тележных колёс и плача женщин, провожающих мужей и сыновей на войну…


Вставай,  страна огромная

К нам в общежитие пришла Нина Григорьевна Ширацкая (комендант - Прим. авт.) и сказала, что наш любимый директор Ходырев Александр Степанович и наш классный руководитель Распопов Юрий Александрович уже в военкомате с походными рюкзаками. Они были вызваны в военкомат для оказания помощи в мобилизации призывников.

В 7 часов вечера состоялся в райцентре митинг, на котором слушали речь Молотова В.М. Юношам нашим вручили мобилизационные повестки.

Рухнули наши планы.

Вечером вызвал меня директор и говорит: «Ну вот, Агния, пропали наши путёвки, твоя – в Крым, моя – на Кавказ. Будем служить там, куда нас позовёт страна».

Мобилизован был и наш физик Степан Семёнович - умнейший преподаватель, был осужден по ложному донесению. Он работал в институте. После долгой канители направили с понижением рядовым учителем математики и физики в педтехникум. В первый же месяц отправлен на фронт. В 1942г. его жена Мария Филипповна получила похоронную.

Первый урок

…Война продолжается, враг наступает, занял большую территорию Украины, Белоруссии, приближался к Ленинграду. В Кировскую область, в наш Свечинский район эвакуировали ленинградских детей из Малой Вишеры. В село Октябрьское прибыли дети интерната №95 с воспитателями.

Я получила направление из РОНО в Октярьскую школу, где я приняла 4-й класс, в котором было 39 человек, 21 - ленинградец. Дети шустрые, смелые, развитие выше, чем у деревенских детей. Зато деревенские дети были прилежнее, спокойнее…

…Я захожу в класс розовощёкая, в сатиновом платье, с улыбочкой. Дети не встали для приветствия. Я без волнения говорю им: «Я пришла вас учить и наукам, и поведению. Давайте научимся встречать учителя, как требуют «Правила для учащихся». Я зайду снова…»

Дети многие притихли, но не все. Когда я скрылась за дверью, некоторые проворчали: «Ух, какая». Зашла, встала у учительского стола, дети встали недружно и не все, произнесли: «Здрасьте!» - «Нет, ребята, мы ещё не научились, давайте научимся». Тогда все дружно встали, произнесли «Здравствуйте!» и начали урок. Первым должен быть урок русского языка, а я сказала, что 1-м проведём географию, а 3-м - русский язык. Начались детские обсуждения, недоумения. Я продолжаю: «Первый урок посвящается границам нашей Родины, которые были нарушены фашистскими захватчиками 22 июня ровно в 4 часа. Кто-то из ваших родителей, родных и близких отправились защищать нашу страну в первые же часы, в первый день, а некоторые уже сложили свои головы за нашу любимую Родину».

У некоторых детей появились слёзы на глазах: вспомнили своих родных, конечно, скучали.

Рассказ получился. Раздался звонок с урока. Мальчики затянули тихонько песню «Варяг». Я подошла к ним и говорю: «Давайте споём в полный голос». Они подхватили начатую мной песню, а в коридоре учителя и дети других классов удивлялись: почему первый урок и пение?

Эта песня нас сблизила до окончания школы. В перемены я была вместе с ними. О дисциплине вопрос больше не поднимался. (Летом 1942 года) я поступила на заочное отделение Кировского пединститута на исторический факультет и с нового учебного года мне дали классное руководство в пятом классе, уроки истории в 5-7 классах и уроки географии в шестых.


Продолжение следует

* Авторские пунктуация и орфография сохранены.




Подписывайтесь на наш  Telegram  

 

Последние новости

В 2025 году 390 тысяч ямальцев смогут бесплатно проверить здоровье

Фото: S_L/Shutterstock/Fotodom Возможность бесплатно пройти диспансеризацию в 2025 году получат 390 тысяч жителей Ямала.

В 2025 году диспансеризацию и профилактические осмотры предложат пройти 390 тысячам ямальцев

Диспансеризация и профилактические осмотры организованы во всех больницах региона Фото: пресс-служба департамента здравоохранения ЯНАО       Особое внимание медики уделят репродуктивному здоровью северян.

Японские ученые изобрели препарат для выращивания новых зубов

Фото: Dean Drobot/Shutterstock/Fotodom В Японии ученые разработали уникальный препарат, с помощью которого можно будет выращивать новые зубы.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Москве

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *