04.11.2023

Как в Ноябрьске русский язык детям из семей иностранцев преподают

Ноябрьский профсоюз работников образования – победитель конкурса грантов губернатора ЯНАО с проектом «Русский язык для детей-мигрантов».

Фото Анастасии Даниленко

Ноябрьский профсоюз работников образования – победитель конкурса грантов губернатора ЯНАО с проектом «Русский язык для детей-мигрантов». Реализация проекта предусматривает создание на базе учреждения допобразования «Ювента» ресурсного центра для обучения русскому языку и социализации детей из семей иностранцев.

Общаться – значит «говорить»
О том, как проходят занятия с малышами и подростками, мы поговорили с завучем центра интеллектуального развития «Ювента» Ольгой Ершовой и преподавателями Ириной Мозговой и Мариной Кузнецовой.

– С русским языком есть проблемы и у детей тюркских народов – татар, башкир, чувашей; и у представителей финно-угорской группы – марийцев, мордвы, удмуртов, ханты, манси; и у выходцев из северокавказских республик – Чечни, Дагестана. Особенно если семьи проживали в сельской местности или маленьких деревнях, – объясняет Ольга Ершова. – Возникают трудности и у тех, кто приехал в Россию из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Проблемы коммуникации существовали и во времена СССР, хотя тогда изучение языка межнационального общения – русского – было обязательным во всех республиках Союза и в автономных областях.

– В Ноябрьске появляется больше семей, где родители владеют русским не в полной мере? И где дети, соответственно, не говорят по-русски? – интересуюсь я у собеседницы.

– Не могу сказать однозначно. Чтобы это утверждать, нужны статистические данные, а у нас их нет, – отвечает Ольга Анатольевна. – В текущем учебном году мы работаем с группой дошколят на базе центра и с тремя группами учеников в средних школах. В «Ювенту» по субботам родители приводят детей из детских садов «Колокольчик», «Ласточка», «Морозко». Приходят несколько первоклашек, например, два брата-близнеца – Адам и Артур. Можете посмотреть, в какой форме проходят занятия.

Заглядываем в класс. Десять малышей оживленно щебечут с учителем, но, увидев корреспондентов, моментально затихают. Педагог Марина Кузнецова обращается к воспитанникам с просьбой поделиться новостями из школьной жизни (первоклашки побойчее, поэтому вопрос адресуется им).

– Мадина, Абдулла, Умар! Расскажите, что интересного у вас происходило на уроках в течение недели.

Мадина рассказывает о подготовке к Дню матери, диктантах, самостоятельных и проверочных работах по русскому языку и математике. Еще в школах прошли уроки музыки, которые понравились девочкам, а мальчикам пришлись по душе занятия физкультурой.

Детская дружба народов

Закрыв двери в учебный класс, мы проходим в кабинет директора «Ювенты» Александра Лихошерста, который любезно предоставил его журналистам на время интервью. Побеседовали с Ириной Мозговой, педагогом допобразования центра.

– В школе № 3 сформирована группа детей из первых-четвертых классов, а в пятой школе русским языком я занимаюсь с двумя разновозрастными группами. Сложнее всего даются уроки фонетики: произношение звуков представляет для ребят определенную трудность, здесь важна практика – как можно больше наговаривать слов. Трехминутные фонетические разминки позволяют отрабатывать артикуляцию звуков, и через какое-то время часть детей будет говорить даже без акцента, – уверена Ирина Александровна. – Лексический запас пополняется быстро, этому способствует погружение в языковую среду. Вот почему я не сторонник семейного обучения: в коллективе ассимиляция детей проходит быстрее, подростки интегрируются в общественную жизнь и не чувствуют себя аутсайдерами. Во время учебы на филологическом факультете Тюменского госуниверситета я участвовала в работе секции с китайскими студентами, а еще ездила в Сербию, где мы общались с жителями страны, взаимно обучая друг друга. Многое из студенческой практики я использую на занятиях.

В рамках полученного гранта «Ювента» смогла приобрести учебно-методические комплекты, коммуникативно ориентированные пособия для преподавания русского языка как иностранного. Особенно много занимательного компонента для дошкольников: загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, рисунки.

– Я бы хотела отметить еще один нюанс, – сказала в конце беседы Ольга Ершова. – Ребята активно помогают друг другу. Если кто-то усваивает материал лучше, то подсаживается к соседу и пытается объяснить ему, что означает то или иное слово. И это настоящий интернационализм, дружба народов. Помимо занятий по языку, дети посещают уроки математики, английского, робототехники. Обожают заниматься с конструктором куборо, им все интересно. Во время перемен наши коридоры превращаются в игровые залы: до обеда в центре дежурит педагог-психолог, после обеда – педагог-организатор. То есть мы все время занимаемся с воспитанниками.

За год «Ювенту» посещают более полутора тысяч юных ноябрян. Главное – пробудить в детях желание создавать что-то новое, найти то, к чему у ребенка лежит душа, стимулировать творческое начало. В этом миссия центра интеллектуального развития: образование и воспитание у нас идут в одной связке.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Людмила Бондырева

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *