В середине января ноябрянке Надежде Соломатиной исполнилось 90 лет

Фото из архива Надежды Соломатиной На Ямал наша героиня Надежда Соломатина приехала в 2010-м, и, по ее признанию, уровень жизни у нее здесь как у царицы.

Фото из архива Надежды Соломатиной

На Ямал наша героиня Надежда Соломатина приехала в 2010-м, и, по ее признанию, уровень жизни у нее здесь как у царицы.

Все прошло как сон
О том, что еще одной жительнице Ноябрьска исполнилось 90 лет, я узнал случайно. Созвонился с юбиляршей и договорился о встрече. Для себя в разговоре с Надеждой Павловной по телефону отметил ее на редкость звонкий голос, звучащий молодо и задорно.

В назначенный день захожу в подъезд ее дома, а дверь в квартиру уже открыта. На пороге встречает зять Соломатиной Андрей и ведет на кухню, где меня ждет его теща. Не зря говорят, что первое впечатление самое верное. За столом сидит женщина в синем платочке и смотрит на меня яркими глазами, в которых отражается внутреннее душевное тепло и жизненная сила. Господи, думаю, да многие и в 70 лет так не выглядят. Сразу видно, что не дождешься от нее ничего плохого, одним взглядом она дарит что-то доброе, светлое и неповторимое. Здороваюсь с ней, еще раз знакомимся, уже визуально, и начинаем беседу. И хотя я готовился к встрече заранее, все-таки немного растерялся, и вопрос у меня вышел, честно говоря, топорным.

– Надежда Павловна, расскажите, как прожили свои славные 90 лет.
– Как прожила? Да все как во сне. Словно бабочкой над лужайкой пролетела. Детство мое пришлось на военные годы. Помню, как папу забрали в 1941-м на фронт и осталась моя мама Мария с тремя детьми на руках. Я была самой старшей, 1935 года рождения, и два братика: Володя, который родился в 1938-м, и Ваня, ему еще годика не было. А так как мама почти всегда находилась на работе, я водилась с мальчишками.

Помню один случай. Сейчас-то смешно, а тогда не до шуток было. Однажды залезла я на кровать и потянулась к люльке, чтобы младшенького положить, а та откачнулась, и я его уронила. Он как был, в пеленках, упал и откатился к дверям. Тут средний брат Володя как закричит: «Вот мамка тебе теперь даст, ты Ваньку убила!» Подбежала к нему: нет, смотрю, живой, даже не плачет, только глазками лежит лупает – хорошо, солома у нас толстым слоем была в доме настелена. Я ему нажевала хлеба, добавила чуть-чуть сахарка, он пососал и уснул. Вот так и нянькалась.

Лучшая обувь – это пайпаки
В разговоре выясняю, что на тот момент семья нашей героини проживала в Киргизии, в населенном пункте со странным на сегодня названием – артель «Новая Керамика». На ее базе выпускались изделия из глины: вазы, крынки, тарелки, горшки. Там же еще совсем юная Надя хоть и с трудом, но окончила шесть классов в школе № 16. А все потому, что обстоятельства тогда были непростые. Например, только в первом классе ей пришлось учиться три года. Два года, пока было тепло, ходила в школу, а как наступали морозы, бросала учебу, потому что не имелось теплой одежды и обуви.

– Из-за этого я сильно простужалась и потом долго болела, – продолжает свой рассказ Надежда Павловна. – И только на третий год мне в школе выдали шубу и литые галоши. К ним мама сшила пайпаки. Это утепленные гольфы из валяной овечьей шерсти. Но откуда у нас ей было взяться? Поэтому мама смастерила их из рукавов обычной фуфайки. Вот на них я надевала галоши и шла в школу. Удобно было: по крайней мере, ноги не намокали в распутицу и не мерзли зимой. Помню, тетрадей у нас тоже не было. Делали их сами из белой бумаги, которую выдавали в школе. Чертили линии и клетки на листах, потом сшивали нитками. Не хватало и учебников. Домашние задания делали при свете фитилька, так как электричества не было, его уже после войны провели.

Я сегодня богатая прапрабабушка
За свою долгую жизнь Надежда Павловна работала всего на трех предприятиях. Сразу после школы она устроилась на стекольный завод, где выпускались различные банки и бутыли, а чуть позже хрустальная посуда. Уже после трудилась в столовой и до самой пенсии – на почте.

– С мужем Леонидом мы прожили душа в душу 45 лет, – вспоминает романтическую историю своей жизни Соломатина. – Он в спортивном обществе занимался конкуром и стендовой стрельбой. А познакомились мы с ним так. Иду я с подругами по улице, а Леонид как раз вывел жеребенка и ухаживает за ним – щеткой шкуру и гриву расчесывает. Что-то сказал нам, вроде бы и не обидное, в шутку, а я в ответ огрызнулась. Потом месяц ходил следом, все хотел поговорить, но я убегала. Однажды несу воду в ведрах на коромысле с родника, а он меня поджидает, вот так и «познакомились». Хотя на самом деле я его давно знала, но внимания на него как-то не обращала, мальчишка и мальчишка. Они в своем спортивном обществе на конях часто скакали, прыгали через барьеры. Да и раньше, еще в детстве, помню, как он со своей мамой в речке рыбу ловил.

Так сложилась судьба, что сначала у Надежды Павловны из жизни ушел сын Александр, а потом и муж. После этого женщина в 2010 году собрала вещи и переехала на Ямал к дочкам: Любови, Вере, Елене и Наталье.

– На Севере я царствую. Квартира у меня теплая, не надо печь углем и дровами топить, воду носить. Дети меня часто по грибы с собой летом берут. Тем более что ездить есть с кем. У меня 12 внуков, 27 правнуков и 6 праправнуков.

Раньше все у нас было общим
В конце беседы мы с нашей героиней вновь заговорили о войне. О сегодняшних днях и прошедших, о вере в Бога и надежде на лучшее будущее.

– Нас мама с детства учила молиться, особенно когда папу на фронт забрали. Она говорила: «Молитесь, дети, просите Боженьку, чтобы папу не убили, чтобы домой живым вернулся». Еще ей кто-то подсказал народную примету, когда затопит печку, чтобы дети кричали в трубу: «Папа, приедь, папа, вернись домой!» Вот мы и кричали с братьями по очереди. А папа так и не вернулся. Правда, приходил прощаться, это я уже позже поняла. Дело было так. Однажды, когда уже стемнело, средний брат Володя захотел в туалет (он у нас находился на улице), я его вывела и стою в сумерках жду, когда он свои дела сделает. А луна на небе в это время была большая и яркая. И вдруг ощущаю чье-то присутствие рядом с собой, поворачиваюсь – папа стоит и говорит мне, улыбаясь: «Доча». А я в ответ как закричу: «Мама, папа пришел!» Все из дома выскочили, оббежали вокруг – нет никого, как будто он растворился в ночи.

Вновь вспоминая военные годы, Надежда Павловна говорит, что жила их семья бедно и голодно. Из саксаула пережигали уголь, и мама продавала его на базаре. На вырученные деньги покупала стакан кукурузной муки и немного бараньей требухи. А они, дети, собирали к похлебке различную траву. Иногда ели купырь и акацию. Даже кашу из карагача варили.

– Ох, милый мой, – говорит прапрабабушка Соломатина. – Лебеда-то у нас вообще за лакомство считалась, а дикий щавель – за деликатес. Так и «шиковали» до осени в первый военный год. Одним словом, тяжело в семье без мужчины было. А потом уже в огороде созрела кукуруза, так полегче стало. К тому же соседи часто помогали, знали, что мать одна с тремя ребятишками мается. Утром идут на работу – кто капусты вилок занесет, кто моркови или свеклы. А те, кто охотился на сусликов, иногда еще и мясом с нами делились. А сейчас смотрю, люди хлеб на помойку выбрасывают и не знают, чего бы еще такого вкусного покушать, выбор-то большой. Правнуку говорю: угощайся шоколадкой, а он в ответ: «Не хочу!» Вот такие времена теперь.

Надежда Павловна, вспоминая те горькие годы, рассказывает, что самый настоящий праздник был, когда на день рождения мама давала им кусочек хлеба побольше. Она отрывала его от своей порции, просто дети этого не понимали. Тогда килограмм четыреста граммов хлеба на семью из четырех человек получали по карточкам и делили на весь день.

– А еще помню, уже после войны смотрели мы в клубе документальный фильм «Сталинградская битва», – продолжает она. – Там есть кадры, как военные прямо с парада уходили бить врага. И один из солдат был очень похож на моего отца – в полушубке, шапке и с таким же вещь-мешком, с которым он отправился на фронт. Положил в него кусок сала и полбулки хлеба, обнял нас всех и ушел… Так вот, когда я его увидела на экране, заревела, вскочила и как закричу: «Папа! Папа!» Весь зал переполошила. Киномеханик даже демонстрацию фильма остановил. В то послевоенное время мой поступок ни у кого не вызвал нареканий. Часто случалось так, что при просмотре документальных лент люди – и старые, и даже молодые – теряли сознание, когда видели на экране своих родных, не вернувшихся с войны. Ведь горе, как и Победа, тогда у нас были общими. И сегодня я желаю своим потомкам не разобщения по разным признакам (национальность, вероисповедание), а единения. Тогда все у нас наладится.

Напомним, на Ямале по решению губернатора Дмитрия Артюхова 2025-й объявлен Годом героев. Вместе с защитниками страны чествовать будут первопроходцев и тех, кто ежедневно вносит значимый вклад в развитие округа – семьи, пожарных, спасателей, врачей, добровольцев. Надежда Соломатина стала одним из таких героев, живущих рядом с нами.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Юрий Усаковский

Последние новости

С 1 февраля 2024 года начинается прием документов для предоставления дополнительных мер социальной поддержки в сфере образования членам семей военнослужащих

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа объявляет о приеме документов на предоставление компенсаций: стоимости обучения студентам,

Журнал судейского сообщества Ямало-Ненецкого автономного округа

По итогам 2024 года судейским сообществом Ямало-Ненецкого автономного округа выпущен журнал «Закон и право».

С 01 февраля 2025 года начинается прием документов на предоставление компенсации стоимости обучения студентам колледжей из многодетных семей

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа объявляет о приеме документов на предоставление компенсации стоимости обучения студентам из многодетных семей в организациях,

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Хабаровске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *