Музыка Востока становится ближе. В Ноябрьске побывали артисты из Индии и Ирана
Впервые на ямальской земле звучала иранская классическая музыка. Зрители не только насладились удивительным голосом Хосейна Нуршарга, но и услышали, как звучат уд, сантур и каманче.
Такой проект в рамках культурного сотрудничества региона со странами Азии реализуется по инициативе губернатора Дмитрия Артюхова. Ямал налаживает связи с Индией, Индонезией, Китаем, Монголией, Вьетнамом, Ираном. С 27 сентября по 8 октября в Салехарде, Губкинском, Тарко-Сале, Новом Уренгое и Ноябрьске проходят гастроли индийских, монгольских, иранских и китайских артистов.
О любви под звуки сантура
«Нас много» – так назывался концерт иранских артистов. На сцену детской музыкальной школы им. В.А. Коха вышли солист Хосейн Нуршарг и четыре музыканта (Сияваш Валипур, Алиреза Дарьяи, Марьям Ходабахш и Негар Эзази), которые играли на традиционных иранских инструментах: сантуре, каманче, уде и ударных.
Хосейн – подлинный носитель древнейшей песенной традиции Ирана – аваза. Это уникальная манера аутентичного пения. Неповторимые протяжные монологи певца, похожие на плач, сопровождаются аккомпанементом инструменталистов. При этом музыка рождается непосредственно во время выступления. В общем, сплошная импровизация в порыве вдохновения. Ты словно попадаешь в сказку из «Тысячи и одной ночи». Пение солиста переносит зрителей на просторы древней Персии, с ее горами, минаретами, восточными базарами.
Хосейн Нуршарг прекрасно разговаривает на русском языке. Этой ночью послушаешь повесть моего сердца,
А завтра забудешь меня, словно сказку.
Руки мои не заключат тебя в объятья.
О, луноликая, кто обнимает тебя?
Это строки иранского поэта Хошанга Эбтехаджа, на музыку их положил композитор Сияваш Валипур. Согласитесь, что очень трудно представить, как эти стихи будут звучать в быстром темпе. Для этого и существует аваз.
Хосейн – вокалист по призванию и юрист по образованию, а еще знаток национальной культуры, консультант Московской консерватории. Он – один из тех, кто поддерживает в России стабильный интерес к изучению музыкальной культуры Ирана. Кстати, Хосейн Нуршарг прекрасно разговаривает на русском языке.
Негар Эзази сопровождала монологи солиста на дафе, разновидносе бубна.– Музыка является неотъемлемой частью мировоззрения иранского человека, – рассказывает солист. – Это не искусство в чистом виде, когда при обучении передают определенные знания и оттачивают умение играть на инструменте или петь. Для нас мелодия – дыхание, способ восприятия окружающего мира. Отличительной чертой классической иранской музыки является то, что ее не создают композиторы, как в европейской или русской культуре, она основана на опыте, нравственных ценностях, традициях.
Гости признались, что в России они чувствуют себя очень комфортно и их согревает тепло сердец их слушателей.
– Сибирь считается родиной индоарийских народов, которые когда-то здесь жили. А потом началась большая миграция. Можно сказать, Сибирь является нашей исторической колыбелью, поэтому мне было интересно выступить здесь с концертом, – добавил Хосейн Нуршарг.
Сияваш Валипур пишет музыку ко всем композициям и играет на сантуре.На творческой встрече зрители узнали о традиционных иранских инструментах. Каждый из них уникален, но на сцене они звучат как одно целое.
Сияваш Валипур пишет музыку ко всем композициям и играет на сантуре – он представляет собой подобие цимбал,
его корпус изготавливают из ореха и придают форму трапеции. У классического иранского сантура 72 струны. Для игры на
нем музыкант использует мезрабы – два молоточка, покрытых войлоком. Поэтому сантур считают как струнным, так и ударным инструментом.
Еще один участник творческого коллектива Алиреза Дарьяи виртуозно владеет каманче. Это небольшой и легкий струнно-смычковым инструмент, звучание которого чем-то похоже на человеческий голос.
В ансамбле есть две девушки. Марьям Ходабахш играет на уде. Это тоже струнный инструмент, чем-то напоминающий домру. А Негар Эзази сопровождала монологи солиста на дафе, это разновидность бубна. Играют на нем только руками.
Этих музыкантов считают гордостью Ирана. Своим искусством они доносят до зрителей любовь к своей родине.
Марьям Ходабахш играет на уде, струнном инструменте, чем-то напоминающем домру. Гости из страны под сияющим небом
Так называют Индию – страну специй, благовоний, зажигательных танцев, экзотических животных. Ее музыка у большинства россиян ассоциируется с фильмами Болливуда. Редко, кто слышал классические мелодии. И вот такая возможность появилась у жителей Ноябрьска и других городов Ямала.
В рамках проекта сотрудничества на сцене детской музыкальной школы им. В.А. Коха с концертной программой «Эхо Могольской империи» выступили Атиш Мукхопадхьяй и Ашок Мукхерджи. Музыканты родом из Калькутты, вместе играют уже 28 лет, понимают друг друга без слов. Они представляют музыку северной Индии – хиндустани, для которой характерны инструменты сарод и табла.
Сарод – разновидность лютни, у него до 25 струн. Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла, которая отражает звуковые волны. Музыкант играет специальным медиатором из скорлупы кокоса. Табла – пара барабанов: один из дерева, второй из меди, первый считается символом женского начала, второй – мужского. Сарод и табла обладают особым звучанием, непохожим ни на один инструмент. Музыка удивительно глубокая, ее используют при медитациях и занятиях йогой.
Атиш Мукхопадхьяй рассказал, что сарод – очень капризный инструмент, реагирует даже на перепады температуры.В Индии искусство владения тем или иным инструментом веками передается от учителя к ученику в рамках определенной школы. Атиш Мукхопадхьяй с раннего детства обучался игре на сароде у известных мастеров. Его называют одним из немногих виртуозов-сародистов современности.
Атиш Мукхопадхьяй сам пишет музыку и активно гастролирует по разным странам. Трижды в год приезжает в московскую консерваторию, где преподает курс «Основы североиндийской классической музыки».
Еще один гость – Ашок Мукхерджи – один из лучших исполнителей на табла в современной Индии. Он, как и Атиш, много гастролирует и дает мастер-классы.
Во время творческой встречи музыканты рассказали, что дуэт сарода и табла позволяет им воплощать в жизнь самые сложные звуковые идеи.
Ашок Мукхерджи, один из лучших исполнителей на табла в Индии, много гастролирует и дает мастер-классы.– История традиций классической североиндийской музыки насчитывает несколько тысячелетий. Каждая эпоха вносила изменения в выразительность, появлялись новая энергия и эмоциональное восприятие, – объяснил Атиш Мукхопадхьяй.
– Классическая индийская музыка держится на четырех столпах. Это рага – мелодия, тала – ритм, прабандха – музыкальная форма и сознание исполнителя – смысловое содержание. Вместе они образуют композицию. А основа всего – ведическая философия, – дополнил коллегу Ашок Мукхерджи.
Полуторачасовые концерты иранских и индийских музыкантов прошли, как говорится, на одном дыхании.
– Очень понравилась их музыка. Она необычная, не такая, как наша. Я сама струнница, домристка, поэтому мне интересно все, что связано с звукоизвлечением и как оно влияет на наше мироощущение и восприятие, – поделилась впечатлением жительница Ноябрьска Оксана Таран.
Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Елена Мильман
Последние новости
В администрации района обсудили работу в предстоящие выходные и праздничные дни
В администрации района в рамках последнего в 2024 году заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности глава муниципалитета и профильные службы обсудили работу
В Ноябрьске отмечается наибольший рост числа многодетных семей
Фото из архива редакции Впервые на Ямале 1 680 семей получили статус многодетных.
На Ямале составили топ самых заметных событий 2024 года
Фото пресс-службы губернатора ЯНАО Ситуационный центр Ямала подвел итоги медиарейтинга, озвучив самые значимые события, которые больше всего заинтересовали ямальских журналистов в уходящем году.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией