10.06.2023

Аплодисменты, переходящие в овации: в Ноябрьске выступили «Зори Тюмени»

В рамках межрегионального проекта «Культурное сотрудничество» в центре досуга «Нефтяник» выступили «Зори Тюмени».

Фото Анастасии Даниленко

В рамках межрегионального проекта «Культурное сотрудничество» в центре досуга «Нефтяник» выступили «Зори Тюмени». Государственный ансамбль народного танца представил концертную программу в двух отделениях «Люблю тебя, мой край».

ПОКАЗ ВПОЛНОЖКИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Именно так ответил Валерий Арцер, руководитель ансамбля, будучи пятилетним ребенком, на просьбу одного из хореографов показать что-либо вполножки, какую-нибудь танцевальную фигуру. С детства привык выкладываться по полной.

Сегодня Валерий Валерьевич – главный балетмейстер ГАНТ «Зори Тюмени», заслуженный артист РФ. Ноябряне могли увидеть его в финальной сцене: апофеозом полуторачасового выступления ансамбля стала сюита, посвященная России и народам, ее населяющим.

Валерий Арцер из плеяды играющих тренеров. Сам выходит на сцену, правда, уже не в танцевальных композициях, а больше в пластических этюдах: например, в хореографическом спектакле «Полночь в саду добра и зла… Вместе навсегда» Арцер танцует Сочинителя. В этом балете-откровении он выступает в нескольких амплуа: автор текстов, хореограф, режиссер-постановщик и артист балета, по сути, солист.

Есть в репертуаре коллектива еще один спектакль, который поставили на год раньше балета-откровения (кстати, на эту работу Валерия подвиг роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»). В 2019 году в новогодние каникулы тюменский зритель увидел «Аленький цветочек», хореографический спектакль по сказке Сергея Аксакова на музыку Николая Будашкина. И в нем Валерий Арцер исполнил главную партию. Так постепенно коллектив народного ансамбля становится театром танца. Руководитель этому, по большому счету, рад.

– В репертуаре остаются классические программы. Но то, что элемент театральности вошел в танцевальную канву, на мой взгляд, здорово, – сказал он в одном из интервью.

Арцер охотно беседует с журналистами. Хорошо и образно говорит, и это понятно, ведь Валерий Валерьевич преподает мастерство хореографа на кафедре народного танца в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Там же преподают и старшие Арцеры – основатели ансамбля «Зори Тюмени», его художественные руководители Валерий Александрович и Галина Вениаминовна. Танцевальная династия – одна из известнейших в России, к старшему брату – Валерию – добавился младший – Александр, который руководит детской студией ансамбля, а в основном составе коллектива танцует Валерия Арцер, дочь Валерия Валерьевича. Такая у Арцеров традиция: присутствие вышеупомянутого имени в роду обязательно.

С ЧЕМ ПРИЕХАЛИ? С ДУШОЙ!

Состоявшаяся перед концертом в Ноябрьске беседа с балетмейстером была не столь долгой, как бы хотелось, но кое о чем мы успели расспросить мэтра.

– Меня трижды приглашали в Москву в известные коллективы, – рассказал Валерий Валерьевич. – В начале девяностых я танцевал в ансамбле МВД СССР под управлением генерала Елисеева. Но Советский Союз приказал долго жить, я вернулся в Тюмень. Родителям сказал, что искусство не может быть только в одной столице: у нас есть профессиональный коллектив, и он способен достичь творческих высот.

Так оно и вышло: детище Арцеров – «Зори Тюмени» – один из самых любимых ансамблей в области. Знают его и в округах.

– Специального северного танца в нашем репертуаре нет, – улыбается Валерий. – Но в хореографической сюите «Братство народов» среди русских, башкирских и татарских постановок есть кусочек из ненецкого фольклора с соответствующими костюмами и музыкой.

Кажется, что искушенному ноябрьскому зрителю, обожающему городской и достаточно титулованный ансамбль «Огни Сибири», не в новинку молодецкие пляски. Знают ноябряне камаринскую и барыню, казачок и кадриль. Да и хороводы наши танцоры водят так, что залюбуешься. Но у «Зорей Тюмени» свой неповторимый почерк: в калинке они импровизируют так, что ноги у зрителей сами пускаются в пляс, а там, где «руки в боки» и «с пятки на носок», вовсе нет сил усидеть на месте. Не надоедает смотреть. Нисколечко.

Отдельно скажем о костюмах. Глядя на разноцветные наряды, напрашивается вопрос: как весь этот багаж – не менее пятнадцати перемен на каждого члена танцевального коллектива – влез в самолет? На аксессуарах гости не сэкономили: платочки, бантики, жилетки и картузы всевозможных фасонов и моделей.

– В русском танце каждая лента и тесьма на своем месте, – уточняет Валерий Валерьевич. – Быстрая смена костюма – тоже профессионализм. Такой же, как трюки у юношей и вращение у девушек.

Перед выступлениями коллектив тренируется каждый день: на репетициях поклоны, приветствия, шаги, проходки отрабатываются до автоматизма. Специфические элементы – «моталочки», «веревочки», «ковырялочки», «дроби», «присядки», «гармошки», «хлопушки» – импровизации не подлежат.

– Именно танцевальный рисунок придает неповторимость номеру, – считает руководитель. – Музыка, костюмы, выражение лиц, мимика – все это необходимые и обязательные атрибуты.

Существенная часть искусства. Хореографические композиции, зарисовки, картинки, миниатюры и даже хореографическая исповедь на основе произведения Владимира Высоцкого «Почему все не так?» произвели на зрителей неизгладимое впечатление. Финальная сюита «Мы – твой народ, Россия!» завершилась аплодисментами, переходящими в овации: «В тебе, моя Россия, божественная стать. Мы – соль и кровь земли, мы вместе, это сила одной большой семьи!».

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Людмила Бондырева

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *