30.08.2022

Масштабируй бизнес. И мышление

Служб доставок суши, роллов и пиццы в Тарко-Сале немного.

Автор: Мария Шрейдер

Служб доставок суши, роллов и пиццы в Тарко-Сале немного. Время показало, что даже без вмешательства санкций и условий определённой экономической ситуации, вести этот бизнес довольно непросто. Его нужно постоянно совершенствовать, не понижая качество продукции, ведь как известно, народ голосует рублём.

По прогнозам аналитиков, к концу 2022 года существует большая вероятность массового закрытия точек общепита. Едва рынок адаптировался к ковидным ограничениям и по прибыли успел выйти на допандемийный уровень, случилось непредвиденное. Многие заведения адаптируются к новым условиям, активно работают над импортозамещением. Однако такая возможность есть не у всех. О том, сколько стоят роллы и легко ли перейти на отечественное, рассказал основатель службы доставки горячего питания, шеф Николай Илюхин.

Популярность не падает В сфере общественного питания бизнесмен уже 18 лет: что и как устроено знает вдоль и поперёк, работал и в столовых, и в отеле. Признаётся, о том, чтобы попробовать открыть своё дело, думал давно, и засматривался на японскую кухню. Поначалу крутить роллы не понравилось, однако со временем понял - спрос на азиатские блюда не падает, а напротив, растёт. Ушёл из компании, что обслуживала предприятия Ямала, и совместно с партнёром Ренатой Акировой открыл небольшую точку доставки. «Поначалу располагались в маленьком помещении, готовить было неудобно, - вспоминает Николай. - Но дело пошло: начали расширять меню, к японской кухне добавилась китайская и корейская. Спустя некоторое время расширили и кухню, переехали. За финансовой поддержкой обратились в центр «Мой бизнес ЯНАО», взяли займ на покупку оборудования, расплатились. Сейчас занимаем площадь в 100кв. метров, на которых без проблем располагается и всё оборудование, и персонал». 

Полный пакет «Найти квалифицированных работников определённых специальностей довольно сложно, - говорит Николай. - Это не новость, что на Ямале их нет. Все сотрудники - приезжие из Тюмени, Омска, Екатеринбурга, кто-то даже имел свой похожий бизнес в больших городах, но не выдержал конкуренции. Некоторые переехали, остались здесь жить, некоторые работают вахтовым методом. За четыре года существования службы доставки мы сумели создать коллектив, проверенный временем. Сотрудникам предоставляем жильё, оплачиваем коммунальные услуги, компенсируем стоимость билетов до дома и обратно. Для того, чтобы работа была в удовольствие. Тем более, что я знаю, что такое «собрать команду». Это только кажется - набрал людей, да работай. А они должны быть ещё и единомышленниками, поддерживать друг друга». 

О пицце: итальянская мука тоже  показала уверенный рост в цене - в целых четыре раза! Российским пиццмейкерам не осталось ничего, как перейти  на отечественный продукт. Благо с этим  особых сложностей нет. А соусы к пицце  делают и у нас, и в Белоруссии.


Норвежской сёмги больше нет Если рабочих найти сложно, но можно, пусть и потратив на это определённое время, найти замену тому, что производится исключительно за границей, возможности нет.
«Мы «сидим» исключительно на импорте, - рассказывает Николай. - Многих непростая экономическая ситуация практически подвела к закрытию. Мы заказываем продукты у трёх больших федеральных поставщиков, которые из Екатеринбурга везут централизованные поставки по Ямалу: от Сургута до Надыма. На сегодняшний день уже «отлетели» несколько предпринимателей в маленьких городах. Это коснулось даже тех, кто работал давно. 
Любой ролл - это полностью иностранные продукты: лосось, креветки, икра тобико, угорь, нори, соусы, сыр, имбирь и многое другое. Разве что, кроме огурцов. Даже рис до недавнего времени. Прежде мы закупали вьетнамский, но сейчас его просто не везут в Россию. И сейчас никто, ни одна японская кухня в стране не работает ни на чём, кроме как на премиальном краснодарском рисе. Картофель фри, что мы заказывали прежде, был также иностранный - бельгийский, сейчас его нет».
Вносит значительное удорожание и в без того недешёвых ингредиентов логистика: все контейнеры, которыми доставляется продукция в Россию, принадлежат иностранным фирмам.
«Непростая ситуация и с рыбой, - говорит бизнесмен. - Норвежской сёмги на прилавках нет ещё с момента введения первых санкционных ограничений. Заменили на лосося. Россия, кстати, потребляет 115 млн тонн в год, 15 млн из них дают российские заводы, остальное  импорт, Чили и Фарерские острова. А теперь представьте, что такое довезти рыбу из Норвегии, и довезти рыбу из Чили. Цена поднимается в два раза: с 900 рублей до 1850 рублей. 
Дорожает и упаковка - стоимость одного ланч-бокса увеличилась в три с половиной раза. Можно сказать, что вся прибыль предпринимателей уходит на арендную плату, расчёты с поставщиками, налоговой и сотрудниками - такой сегодня бизнес».    Открывай новый,  страхуй основной «Выхода нет, - рассуждает Николай, - придётся расширяться. Открывать что-то отличное от суши, роллов и лапши вок, и по ценовой политике, в том числе, чтобы это отличное страховало основной бизнес, которому сейчас непросто. Понятно, что ситуация рано или поздно разрешится, нужно просто перетерпеть».
Начинания шеф-повара поддержали в районной администрации: он представил проект закусочной на проектном офисе, и заручился поддержкой властей. На рынке «Север» уже идёт строительство, вскоре город получит ещё один пункт качественного горячего питания.   

Платить готовы Несмотря на удорожание продуктов, предприниматель остаётся при твёрдом мнении: не менять продукты на российские аналоги и, хоть это и нелегко, оставить ингредиенты и качество прежними: «Пока есть возможность покупать товар из-за рубежа, аналоги - более дешёвые и менее качественные, мы даже не рассматриваем».
Таркосалинцы не против: большинство жителей города готовы платить нынешнюю цену, и даже чуть больше, лишь бы вкус не менялся. Кстати, согласно уличному опросу, который провели журналисты «Северного луча», именно перемена вкуса и изменение качества заставляет отказываться от услуг каких-либо кафе или точек общепита. 
Люди замечают, что некогда вкусные продукты у предпринимателей со временем становятся уже не такими - кто-то решился на удешевление, а в итоге рискнул всем бизнесом. 
Конечно, как шутят бизнес-аналитики, можно делать «Филадельфию» с кижучем и горбушей, а дорогостоящий угорь заменить на другую похожую по виду рыбу, например, угревидного клария. Только вопрос - для кого?

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *