Тренинги по продажам: как выбрать лучшие для менеджеров и руководителей
Один из ключевых факторов успешной работы отдела сбыта - это квалифицированные сотрудники. При этом повышение квалификации помогает улучшить качество продаж и соответственно увеличить прибыль компании. Также важно стандартизировать работу отдела сбыта и разработать систему оценки качества продаж, которая позволит оценить продуктивность работы сотрудников.
Система оценки качества продаж помогает повысить эффективность общения с клиентами без дополнительных расходов на отдел сбыта. Бизнес-тренинги для руководителей тоже могут решить управленческие задачи и помочь мотивировать подчиненных. Тренинги для топ-менеджеров предоставляют индивидуальный подход к каждому специалисту с учетом его личностных характеристик и должности.
Хорошо продавать умеет не каждый, и проведение тренингов по продажам для персонала - это тренд последнего десятилетия. Однако важно, чтобы руководители имели четкое понимание целей и особенностей такого обучения. Важно понимать, как тренинги по продажам способствуют росту эффективности бизнеса и какие методики помогают наиболее эффективно решать конкретные задачи.
Тренинги по продажам: ключевые элементы эффективной системы продаж
Низкая эффективность продаж связана с отсутствием четкой, понятной и профессионально работающей системы. Ее ключевые элементы включают:
- Грамотное управление персоналом
- Высокий уровень мотивации продающих сотрудников
- Отличная осведомленность о специфике продаваемых товаров и/или услуг
- Стандартизация и контроль процессов сделки
- Знание клиента и его потребностей
- Грамотный маркетинг
- Постоянный анализ статистики продаж
Успех продаж напрямую зависит от профессионализма, навыков и заинтересованности менеджера. Однако, увольнение неэффективных сотрудников не всегда является верным путем. Часто проблема кроется в неправильном строительстве стратегии работы с персоналом.
Этот фактор напрямую связан с первым пунктом. В наиболее успешных компаниях менеджеры работают с энтузиазмом, так как хорошие продажи — это объект их личного интереса.
Менеджер должен дать клиенту доскональную информацию о продукте, рассказать о всех его преимуществах.
Поиск новых клиентов и поддержание отношений с существующими, правильное использование каналов продаж, налаживание обратной связи, последующий сервис — все эти моменты должны подчиняться разработанной методологии и строго отслеживаться.
Сбор и анализ сведений о реальных и потенциальных потребителях, оценка покупательского поведения в динамике и непрерывное взаимодействие с целевой аудиторией — это ключевой фактор успеха в продажах.
Успешный руководитель понимает, что эти умения и способности не появляются из ниоткуда. Большая редкость, когда в компанию приходит идеальный продавец — талантливый, горячо увлеченный работой, прекрасно осведомленный именно о вашем товаре и т.д. Поэтому успешные компании широко практикуют обучение менеджеров по продажам.
Эффективность тренинга для продающих сотрудников, как правило, оценивается по отдельным аспектам в каждом конкретном случае. Приведем два примера.
Кейс №1
Генеральный директор компании обратился в консалтинговую компанию, чтобы научить своих менеджеров грамотно проводить презентации. По итогам двухдневного тренинга менеджеры научились составлять и проводить интересные и продающие презентации. Через 6 месяцев после тренинга количество запросов выросло на 10%, что принесло доход в размере 3 200 000 рублей. Коэффициент ROI составил 225%.
Кейс №2
Перед крупной строительной компанией остро встала проблема низкой конверсии звонков в сделки. После тренинга, который обошелся руководству в 250 000 рублей, сотрудники научились подразделять клиентов на три группы и эффективно работать с каждой из них. За один квартал это дало увеличение конверсии из запроса в сделку в 2,7 раза и рост прибыли на 13 200 000 рублей. Коэффициент ROI достиг 5180%.
В основном, тренинги по техникам продаж используются для сотрудников, ответственных за продажи, однако и для руководителей есть соответствующие программы. Функциональный руководитель отдела сбыта должен обладать глубоким пониманием и умением выстраивать систему продаж, чтобы эффективно управлять деятельностью менеджеров.
Необходимо понимать, что тренинги по продажам не являются универсальным решением, гарантирующим мгновенное увеличение прибыли компании, а представляют собой эффективный инструмент, который требует грамотного применения. Однако, для достижения высоких результатов изолированный тренинг не будет эффективным, если в компании отсутствует четко прописанная система продаж. Поэтому важно развивать комплексный подход к налаживанию работы отделов сбыта, используя различные методы обучения для обучения персонала.
В настоящее время, тренинги по продажам представляют собой важный инструмент в улучшении работы сбытовых подразделений. Это становится возможным благодаря применению всестороннего подхода к наладке эффективной организации работы этих отделов. Об этом сообщает компания КСК групп, эксперты которой имеют более чем 20-летний опыт в этой области.
Основные причины неэффективной работы сбытовых подразделений могут варьироваться от низкого профессионализма сотрудников до отсутствия системы продаж. Всесторонний подход предполагает комплексное решение этих проблем, включая внедрение стандартов качества, формирование системы оценки и обучение сотрудников. Только в целом это позволяет достичь результата и привести к увеличению прибыли предприятия.
Такой подход успешно используется в КСК групп, где эксперты проводят анализ работы сбытовых отделов. Он позволяет разработать методики тренингов, а результаты обучения передаются клиентам, чтобы они могли самостоятельно повысить эффективность персонала, используя полученные инструменты. Компания уже реализовала более 5000 подобных проектов.
Тренинги по продажам предполагают изучение специфики продаваемого продукта - ассортиментные, продуктовые или технологические. Это необходимо, поскольку продажа товара без глубокого знания о нем - дело невозможное. Разумеется, только владея полной информацией, менеджер сможет описать товар клиенту таким образом, чтобы вызвать его интерес и побудить к совершению покупки.
Сегодня в бизнесе на цене экспертность и профессиональный подход. Специалист, способный выступить в качестве грамотного консультанта, вызывает у клиента больше доверия, чем продавец, который не знает ничего о своем товаре и просто стремится его продать любой ценой. Именно поэтому важно, чтобы рядовые менеджеры стали настоящими экспертами в своей области, которые эффективно могут продвигать свой товар. А для этого есть продуктовые тренинги.
Важность проведения тренингов по изучению продукта раскрывается во время вывода на рынок новых товаров и услуг, внедрения новых технологий и увеличения ассортимента. Компания должна обеспечить, чтобы все сотрудники, присоединяющиеся к команде, тщательно изучили продукты и услуги, которые будут продвигаться на рынке.
Проведение бизнес-тренинга, нацеленного на улучшение навыков продаж, позволяет достичь ряда важных целей, таких как:
- систематизация и углубление знаний о продукте;
- развитие понимания особенностей товаров и услуг компании, включая технические характеристики, характеристики применения, конкурентные преимущества, ценовую политику и прочее;
- отработка умения продавцов правильно и привлекательно представлять продукт;
- формирование четкой картины позиционирования продвигаемого бренда и уникального торгового предложения;
- укрепление лояльности сотрудников к бренду, что является важным фактором успешных продаж (ведь, как известно, продукт презентуется более привлекательно, когда продавец верит в его превосходство).
Существует два типа тренингов по продукту: внутренние и внешние, каждый из них имеет свои особенности и преимущества.
Внутренние тренинги проводятся специалистами компании, которые обладают глубокими знаниями по продукту. Важно отметить, что для проведения внутреннего тренинга не требуется наличия профессионального тренера, поскольку главное – предметная экспертиза. Крупные компании, зачастую, имеют специалистов, которые ответственны за обучение сотрудников особенностям продуктов и услуг.
Внутрикорпоративные тренеры, в большинстве своем, лучше понимают специфику продукта, поскольку работают с ним в течение длительного времени. Также следует отметить, что они способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям, что важно в процессе обучения.
При организации внешнего тренинга привлекаются сторонние эксперты, что является более редкой формой тренинга. Её применение оправдано в случаях, когда необходимо освоить новое направление работ.
Существует несколько типов продуктовых тренингов. Некоторые из них направлены на обучение сотрудников отдела продаж, а другие призваны повысить уровень подготовки руководителей.
Однако важно понимать, что энтузиазм, который может быть порождён тренингом, не обязательно будет длительным и может привести к упадку мотивации, если специалист не владеет навыками и техниками продаж. В условиях жёсткой конкуренции этот сотрудник быстро может потерять свои умения и энтузиазм. Поэтому, мотивационные тренинги всегда являются дополнением к комплексной программе обучения персонала продажным навыкам.
Навыковые тренинги, в свою очередь, обеспечивают освоение инструментов и техник продаж, что позволяет сотрудникам уверенно и эффективно продавать товары и услуги.
Как можно понять из названия, предназначение тренингов этого типа заключается в улучшении профессиональных навыков у сотрудников. В настоящее время наиболее значимой является переподготовка в области техник продаж.
Занятия, рассматривающие эту тему, - пожалуй, самые популярные и востребованные. Рабочие опытности и умения - это наиболее важные инструменты, доступные работникам отдела продаж. Без этих навыков трудно говорить о профессионализме.
Уместно проводить тренинг по развитию навыков регулярно. Это дает возможность новым сотрудникам быстро освоить наиболее актуальные и эффективные техники продаж, а также дает возможность менеджерам, которые давно работают в организации, обновить свои знания и улучшить имеющиеся у них навыки.
Существует множество тренингов по обучению технике продаж, которые решают различные задачи в зависимости от их назначения и содержания. Они могут помочь менеджерам научиться:
- устанавливать контакт с потенциальным клиентом;
- выяснять потребности, используя тактику вопросов;
- грамотно презентовать продукт;
- правильно осуществлять холодные звонки;
- уверенно вести себя при личной встрече с клиентом;
- работать с возражениями;
- проводить переговоры о цене;
- помочь урегулировать конфликтные ситуации с недовольными клиентами;
- сохранять и удерживать клиентов при помощи современных и эффективных приемов и технологий и многое другое.
Тренинги по эффективным продажам проводятся внутри организации и вне ее. Для подготовки менеджеров во многих компаниях есть учебные центры. Каждый новый сотрудник проходит внутрикорпоративный курс обучения продажам за счет использования собственных ресурсов, что позволяет компаниям оптимизировать свои затраты.
Несмотря на это, внешние тренинги по активным продажам оказывают гораздо более сильное воздействие. Во-первых, они проводятся профессионалами, для которых обучение в сфере бизнеса является основным занятием. Во-вторых, внешние тренинги вызывают участников к более ответственному пониманию и большей лояльности, что благоприятно сказывается на результативности обучения.
Фото: freepik.com