Как провести эффективную BTL-акцию и увеличить продажи
Сейчас невозможно представить себе продвижение товаров без рекламы. BTL-технологии становятся все более популярными в маркетинговой стратегии компаний. Реклама, которая основана на BTL-технологиях, помогает быстро и эффективно увеличить объем продаж, поднять узнаваемость бренда или проанонсировать новый продукт или услугу, который появился на рынке.
BTL-реклама – это комплекс маркетинговых технологий, которые отличаются от прямой рекламы на ТВ, радио, в печатной прессе и наружной рекламы, а также используются для воздействия на целевую аудиторию. Этот тип рекламы включает в себя мероприятия, направленные на стимулирование продаж, например, рекламу в местах реализации товара или услуги, директ-маркетинг, массовые акции, спонсорство и другие.
Название BTL произошло от английского выражения «below the line», что в переводе на русский язык звучит довольно странно – «под чертой». Одна из легенд гласит, что это название возникло более 50 лет назад, когда менеджер компании Procter&Gamble забыл учесть затраты на бесплатную раздачу продукции на городском празднике. Он вынужден был указать эти затраты «под чертой» основного бюджета, а с тех пор все промоушн-мероприятия стали называться BTL.
Значение и доля BTL в маркетинге постепенно увеличиваются. Во-первых, потому, что потребитель стал значительно требовательнее и хочет более подробно узнать о характеристиках товара или услуги, прежде чем что-то приобретать. Во-вторых, не нужно тратить деньги на дорогостоящую ТВ-рекламу, переплачивая за нецелевую аудиторию. BTL позволяет сузить круг лиц до заинтересованных в предлагаемых товарах покупателей и обладает большим разнообразием форм и методов воздействия на потребителя, что дает возможность выбрать наиболее эффективный подход.
Далее мы рассмотрим основные этапы подготовки эффективной промоушн-акции и предоставим несколько рекомендаций для ее проведения.
Выбор промоинструментов: от листовок до дегустации
Перед началом реализации мероприятий в рамках промо-акций, необходимо озаботиться правильным выбором инструментов, технологий, которые можно комбинировать в зависимости от поставленных целей и задач. Все промо-мероприятия можно разделить на две категории:
- Имиджевые акции.
- Акции с возможной или гарантированной выгодой.
Давайте рассмотрим детальнее, какие промоинструменты подходят каждой из категорий мероприятий.
BTL-мероприятия, направленные на формирование имиджа товара или бренда, имеют немалый успех и популярность. Примером достаточно яркой и эффективной такой коммуникации, являются благотворительные акции, где покупатели с удовольствием участвуют в решении социально-значимой проблемы, а бренд получает положительный имидж.
Клубные программы являются еще одним примером такой BTL-стратегии. Они позволяют создать сообщество клиентов, которые являются лояльными к товару или бренду. Это, в свою очередь, ведет к увеличению продаж.
Большой спрос и постоянное развитие получили листовки. Они являются одним из самых популярных и доступных способов донести нужную информацию до целевой аудитории.
POS-материалы играют не менее важную роль в BTL-стратегии. Это визуальные элементы, такие как дисплеи, которые размещаются на полках и в местах большого покупательского трафика. Таким способом можно привлечь дополнительное внимание к продукции.
Переносная промозона – это стойка с рекламными материалами и персоналом-промоутерами, которые рассказывают о продукте и предлагают его попробовать. Здесь важен контроль качества взаимодействия промоутеров и целевой аудитории.
Специальные акции – это развлекательные мероприятия, направленные на популяризацию товара или торговой марки. Они могут быть очень различными: от концертов до рекламных роликов.
А еще одним способом формирования имиджа является специальная упаковка. Это изменение внешнего вида товара, приуроченное к какому-то общественно-значимому событию. Примером может служить выпуск специальной упаковки напитков и продуктов ко дню Рождества, Чемпионату мира по футболу и другим подобным событиям.
Акции BTL с призами для покупателей
Акции, где покупатель может выиграть подарок, стали популярны в маркетинге. Правильный выбор подарка может помочь увеличить продажи бренда или компании.
Одна из лотерей, предложенных покупателям, - юбилей компании «Доширак» в России. Просто зарегистрировав промокод на сайте, покупатели могли выиграть автомобиль.
Конкурсы являются одним из самых популярных BTL-инструментов и обладают эффектом WOM (word-of-mouth). Например, акция нидерландской авиакомпании KLM-aviа, где пользователям Facebook предлагалось выбрать направление и объяснить причину выбора, стала хитом благодаря нескольким десяткам тысяч репостов. Победитель получил бесплатные билеты до выбранного пункта назначения и обратно.
Мгновенные сюрпризы - это акции, где покупатель, потративший в магазине определенную сумму, получает подарок. Например, мини-призы от магазинов косметики или парфюмерии, таких как «Ив Роше» или «Л'Окситан».
Игры, где бренд интегрируется в онлайн-игру, могут помочь бренду повысить узнаваемость и привлечь нужный сегмент целевой аудитории. Примером мобильной игры стала игровое мобильное приложение марки сока «Добрый».
Акции BTL с гарантированным выигрышем
Для понимания клиента наиболее выгодным видом BTL-активностей является, когда покупке товара прилагается бонус в дополнение к стандартному, такой подход имеет название - промоупаковка. Стоимость бонуса авторских товаров варьируется от 20% до 50% от оригинальной стоимости продукта. Например, пакет пивных брендов, где шесть банок стоят столько же, сколько четыре или пять.
Программы лояльности клиентов - это маркетинговые акции, которые сохраняют долгосрочное взаимодействие клиента с брендом. Эти программы предлагают своим клиентам накопительные бонусы, которые можно обменять на товар с более выгодными условиями. Приятный пример - это сеть магазинов "Мясновъ", которая начисляет баллы за каждую покупку всем держателям карты бренда, которые впоследствии могут быть потрачены в любом магазине сети.
Самплинг помогает компании предоставить возможность целевой аудитории познакомиться с новым брендом, или же просто стимулировать первую покупку. Существуют различные виды самплинга, среди которых можно выделить раздачу бесплатных пробников в мини-упаковке, распространение демоверсии продукта (например, мобильного приложения), дегустация продуктов, тест-драйв автомобилей.
Снижение цен - это временная акция, призванная привлечь потребителей от определенного сегмента товаров. Часто товары с новой, более низкой ценой имеют яркие ценники в магазинах.
Купонные акции позволяют покупателю купить товар со значительной скидкой. Этот механизм действия BTL-инструмента очень похож на обычный трейд-маркетинговый ход по снижению цен в торговых точках, однако скидки предоставляются только при предъявлении купона. Акции легко реализуются при помощи программ-партнеров и, как правило, привлекают большое количество новых клиентов. Купоны могут быть распространены через почту, журналы, рекламные блоки и интернет-магазины, в виде промокодов.
Для успешной реализации любой BTL-активности необходимо ясно понимать нужды и интересы целевой аудитории. Это важно, чтобы не тратить силы и средства на проведение промоакций, которые не принесут пользы. Существует множество методик и инструментов определения информации о целевой аудитории, начиная от анкетирования, личных интервью и использования электронной почты и телефона, заканчивая применением компьютерных технологий. Изучение интересов целевой аудитории занимает заметное место в стратегии акции и требует большого количества усилий.
Компания Nestle провела опрос, чтобы уточнить целевую аудиторию для каждого из своих продуктов. Около 2 тысяч респондентов поделились тем, как они представляют себе "легкий способ перекусить". В результате были определены точные целевые аудитории для разных видов продуктов. Эти исследования помогли значительно увеличить продажи дорогих шоколадных конфет.
Как определить цену BTL-акции
Если вы решили провести BTL-мероприятие, то дальнейший шаг – определить стоимость акции. Для этого важно провести исследование существующих BTL-инструментов и определить интересы целевой аудитории. Стоимость акции определяется исходя из выбранных инструментов, а также средств и расходных материалов, которые могут потребоваться в ходе мероприятия. Также важно учитывать цели акции и рекламируемый продукт.
Например, если вы планируете провести акцию для продвижения нового сорта плавленого сыра в крупных торговых сетях, то вам потребуются: большой штат опытных промоутеров, промо-стойки, образцы продукции, рекламные листовки, водители, супервайзеры и многое другое. Стоимость же акции для небольшого придомового магазина или салона красоты, например, для привлечения новых клиентов или анонсирования товаров и услуг, может обойтись всего несколькими рублями. Если, например, вы хотите оповестить жителей района о новом отделе молочной продукции, который начинает работать в ближайшие дни, вам понадобится всего лишь два промоутера в ростовых куклах (стоимость работы 250 рублей за час), которые будут раздавать купоны со скидками или призами за покупку (стоимость 2 рубля за штуку). Само мероприятие обойдется не более, чем в 5000 рублей в день, не считая расходов на призы для промоакции.
Определяем место и время проведения BTL-мероприятия
Как правило, для проведения BTL-мероприятия не существует стандартных мест и времени. Выбор будет напрямую зависеть от целей, места и времени проведения мероприятия. Однако, чтобы акция была эффективной и охватывала большую аудиторию, необходимо учитывать проходимость магазина и выбирать оптимальное время. Это может быть время, когда люди выходят на обед или возвращаются домой после работы.
Интересный проект был реализован в Казани под названием "Антидемпинговая сосиска". Цель проекта заключалась в помощи региональному бренду мясной продукции на фоне появления на рынке товаров федеральных производителей. В рамках акции каждый покупатель мог оценить стоимость каждой приобретённой сосиски, что позволило организаторам понять, сколько стоит данный продукт. С учетом того, что доходы населения были невысокими, ставка была сделана на желание экономить. Таким образом, при цене в 6 рублей за сосиску покупатели начали покупать её в больших количествах. Продажи выросли на несколько сотен процентов, что позволило местному производителю удержаться на рынке в условиях жесткой конкуренции.
Выбор промоутера для успешной реализации проекта BTL имеет важное значение, особенно если проект связан с прямым взаимодействием с целевой аудиторией. Это связано с тем, что от действий промоутера во время мероприятия зависят отношения потенциального клиента к продукту или услуге. Промоутер – это представитель BTL-компании, поэтому ему необходимо соблюдать определенные правила поведения, включающие в себя вежливость и доброжелательность как с покупателями, так и с администрацией торговой точки.
Фото: freepik.com