Как повысить КПД электродвигателя: выбираем решение

Как повысить КПД электродвигателя: выбираем решение

В настоящее время электромеханические преобразователи считаются одними из самых эффективных технических решений, однако в процессе их эксплуатации возникает ряд проблем. К ним относятся потери энергии по различным причинам - магнитные, электрические и механические – которые сопровождаются тепловым излучением, а также шумом и вибрацией. Эти процессы являются результатом трения элементов, перемагничивания в магнитном поле сердечника якоря электродвигателя, а также скачков нагрузок. Но возможно ли сократить так называемые "утечки" и повысить КПД? Об этом мы поговорим в данной статье.

Повышение КПД асинхронных двигателей становится все более актуальной задачей в современной электротехнике. Согласно определению, электрические машины бывают синхронными и асинхронными. Синхронные машины характеризуются одинаковой частотой вращения ротора и магнитного поля. В то время как у асинхронных машин магнитное поле вращается с более высокой скоростью, чем ротор. Большинство (около 90%) двигателей в мире являются асинхронными, в связи с их простотой в изготовлении, надежностью, доступной ценой и низкими эксплуатационными затратами. Кроме того, КПД асинхронных двигателей значительно выше, чем у синхронных.

Однако у асинхронных двигателей также имеются некоторые недостатки. Высокий пусковой ток, недостаточный пусковой момент, несогласованность механического момента на валу привода с механической нагрузкой - все эти факторы приводят к лавинообразному росту силы тока и избыточным механическим нагрузкам при запуске, а также снижению КПД в периоды пониженной нагрузки. К тому же, точная регулировка скорости работы прибора также не является возможной.

Существуют различные подходы к повышению КПД асинхронных двигателей. Некоторые из них включают улучшение обмотки на статоре, использование систем управления частотой и высотой напряжения, а также измельчения материала магнитного ядра внутри машины. Кроме того, применение технологии вариации скорости постоянного тока с использованием системы бесконтактной передачи энергии является возможным способом повышения КПД асинхронных двигателей.

Таким образом, повышение КПД асинхронных двигателей - важная задача для современной электротехники. Существуют различные подходы к решению этой задачи, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения.

Возможности контроллеров-оптимизаторов включают в себя повышение КПД различного оборудования, используемого в различных отраслях, включая промышленность, сельское хозяйство и ЖКХ. Устройства этого типа помогают избежать перегрузок кронштейнов при запуске мешалок, а также компенсируют гидроудары в трубопроводах. Более того, контроллеры-оптимизаторы обеспечивают плавный запуск тяжелого и очень тяжелого оборудования, что невозможно сделать без использования подобной техники.

Цена

Контроллеры-оптимизаторы являются весьма эффективными приборами, позволяющими увеличить КПД оборудования. Кроме того, они оказываются более доступными по цене, если сравнивать их с преобразователями. Например, на отечественном рынке можно купить устройство мощностью 90 кВт за сумму около 90–140 тысяч рублей.

Достоинства и недостатки контроллеров-оптимизаторов

Контроллеры-оптимизаторы – это устройства, которые способны быстро реагировать на изменение напряжения и снижать расход электроэнергии на 30-40%. Они также способны уменьшать влияние реактивной нагрузки на сеть и повышать КПД привода. Эти устройства могут сократить расходы на конденсаторные компенсирующие устройства и продлить срок службы оборудования. Кроме того, они способствуют повышению экологичности производства.

Одним из главных преимуществ контроллеров-оптимизаторов является их доступная цена по сравнению с преобразователями частоты. Однако следует отметить, что применение контроллера ограничено – он не может использоваться в случаях, когда необходимо изменять скорость вращения электродвигателя.

Таким образом, контроллеры-оптимизаторы имеют свои достоинства и недостатки. Однако, если использование данного устройства подходит под специфику производства, оно может стать незаменимым помощником в снижении расходов на энергию и улучшении эффективности работы оборудования.

Выбираем наилучший вариант для повышения КПД

Для того чтобы повысить КПД двигателя того или иного электропривода, необходимо выбрать соответствующее устройство, учитывая особенности работы оборудования.

Если требуется изменение скорости привода, то оптимальным решением будет покупка преобразователя частоты. В случае, если скорость вращения двигателя не требуется изменять или это делать неохота, то лучше выбрать контроллеры-оптимизаторы.

Более доступная стоимость данных устройств - это их главное преимущество по сравнению с «частотниками».

Ключевыми факторами, влияющими на КПД электродвигателя, является несколько факторов, включая степень его загрузки относительно номинальной, конструкцию, модель, износ, а также отклонение напряжения в сети от номинального значения. Не стоит забывать, что после перемотки КПД электродвигателя может снизиться. Для более эффективной работы электропривода рекомендуется обеспечивать минимальную загрузку не менее 75%, увеличивать коэффициент мощности, регулировать напряжение и, если возможно, частоту питающего тока. Повышение КПД двигателя может быть достигнуто с помощью специального оборудования, однако не всегда нужно или возможно реализовать все эти меры.

Для улучшения КПД используются различные приборы, в том числе частотные преобразователи, которые изменяют скорость двигателя, изменяя частоту питающего напряжения. Также используются устройства плавного пуска, которые ограничивают скорость нарастания пускового тока и его максимальное значение. В этой статье мы сравним современные решения для повышения КПД двигателей на основе эффективности работы и экономической целесообразности.

Частотные преобразователи используются для улучшения работы асинхронных двигателей. Они способны изменять однофазное или трехфазное напряжение с частотой 50 Гц, превращая его в напряжение с настраиваемой частотой, которая обычно варьируется от 1 до 300-400 Гц, но может достигать и 3000 Гц. Более того, преобразователи регулируют также амплитуду напряжения. Это позволяет добиться значительного повышения эффективности работы электродвигателя.

Одним из главных инструментов управления скоростью электродвигателей в современной промышленности является преобразователь частоты - также известный как «частотник». Принцип работы «частотника» заключается в том, чтобы изменять частоту входного электрического сигнала, поступающего на электродвигатель, что позволяет регулировать скорость вращения вала.

Обычно «частотник»управляет работой электронных ключей, а также контролирует оборудование при помощи электронных цепей. Он включает также схемы, работающие в режиме ключей и открывающие тиристоры или транзисторы. В зависимости от устройства и принципов работы, существуют два класса «частотников».

Первый класс использует непосредственную связь и представляет собой выпрямители. Они обеспечивают низкочастотное напряжение, которое позволяет регулировать скорость вращения привода в определенных пределах. Этот тип устройств не лучшим образом подходит для управления мощным оборудованием, регулирующим множество технологических параметров.

Второй тип устройств использует промежуточное звено постоянного тока. В таких аппаратах производится двойное преобразование энергии, чтобы обеспечить выходное напряжение с необходимой амплитудой и частотой. Это дает возможность применять их для управления электродвигателями с широким диапазоном мощности и скоростью вращения. Однако, несмотря на их многофункциональность, такие преобразователи частоты имеют несколько более низкий КПД, чем выпрямители.

Несмотря на это, устройства второго типа являются наиболее популярными среди «частотников», которые обеспечивают плавное регулирование скорости вращения двигателей с помощью электронной технологии.

Статья рассказывает о различных функциональных возможностях частотных преобразователей и их соответствии целям использования.

Использование преобразователей с невысокой перегрузочной способностью и U/f-управлением чаще всего применяется для электроприводов насосов и вентиляторов, где необходимо увеличить момент двигателя на низких частотах.

Более совершенные устройства с векторным управлением регулируют не только частоту и амплитуду выходного напряжения, но и фазы тока, протекающего через обмотки статора. Они наиболее эффективны при использовании в конвейерном, прокатном, упаковочном, подъемном оборудования и прочих.

При необходимости контролируемого торможения двигателя используется функция замедления, которая может различаться в зависимости от его интенсивности. В таких случаях можно применять преобразователи с встроенным внешним блоком торможения и тормозным резистором или рекуперативным блоком торможения. Режим динамического торможения позволяет переводить механическую энергию в электрическую и либо рассеивать ее в тепло на сопротивлении тормозного резистора, либо возвращать энергию в сеть посредством рекуперации. Это решение актуально для станкового и конвейерного оборудования.

Частотные преобразователи с обратной связью обеспечивают более точное поддержание постоянной скорости вращения при переменной нагрузке, что повышает качество технологического процесса в замкнутых системах. Такие устройства широко используются в робототехнике, дерево- и металлообработке, а также в системах высокоточного позиционирования.

Запись о стоимости «частотников»

В настоящее время, по словам финансистов, стоимость «частотников» нестабильна: за последние полтора года цены значительно увеличились. Это обусловлено не только колебаниями валютного курса, но и другими факторами. Например, частотные преобразователи производства России и зарубежных стран мощностью 90 кВт стояли примерно от 200 до 700 тысяч рублей для покупателей в 2021 году.

В данном случае мы имеем преобразователь частоты, который используется для асинхронного двигателя. Описав его рабочий принцип выше, можно утверждать, что данный прибор способен уменьшить затраты электроэнергии, обеспечить плавный запуск механизма, обеспечить точное регулирование скорости вращения при изменяющейся нагрузке и увеличить пусковой момент. Кроме того, все вышеперечисленное в сумме ведет к увеличению коэффициента полезного действия машины.

Несмотря на эти очевидные преимущества, следует отметить некоторые недостатки такого «частотника». В первую очередь, стоит заметить его достаточно высокую стоимость. Кроме того, в процессе эксплуатации преобразователь может создавать электромагнитные помехи.

Контроллеры-оптимизаторы: решение задач плавного пуска

Устройства плавного пуска (УПП) необходимы для обеспечения плавного запуска, разгона и остановки электродвигателя. Они ограничивают скорость увеличения пускового тока в течение определенного времени. Однако традиционные устройства плавного пуска не учитывают потребление электроэнергии, что не способствует повышению КПД. Кроме того, их можно применять только для управления приводами с небольшой нагрузкой на валу.

В настоящее время существуют новые разновидности УПП – контроллеры-оптимизаторы, позволяющие повысить энергоэффективность двигателей за счет согласования крутящего момента с моментом нагрузки и, как следствие, снижения потребления электроэнергии на минимальных нагрузках на 30–40%. Они предназначены для приводов, не требующих изменения числа оборотов двигателя.

В частности, эскалаторы потребляют большое количество электроэнергии. Для их снижения необходимо уменьшить скорость движения, но это невозможно из-за необходимости обеспечения быстрого подъема пассажиров. Контроллеры-оптимизаторы решают эту задачу, позволяя снизить энергопотребление без изменения скорости электропривода в случаях, когда он недогружен.

Контроллеры-оптимизаторы электродвигателя являются регуляторами напряжения питания, которые контролируют фазы тока и напряжения. Они гарантируют полное управление приводом на всех стадиях работы и предотвращают повышенное и пониженное напряжение, перегрузку, обрывы или нарушение чередования фаз. Путем изменения напряжения питания двигателя, контроллеры-оптимизаторы согласовывают значение механического момента, который развивает электродвигатель, с значением механического момента нагрузки на его валу. Последнее позволяет увеличить коэффициент мощности, а скорость вращения ротора электродвигателя остается неизменной.

Данное оборудование является самодостаточным и дополнительных устройств не требует. Кроме того, контроллер-оптимизатор обеспечивает прекращение отбора мощности во время динамической нагрузки, когда тиристоры закрыты и не проводят электрический ток. Управляющие импульсы открывают тиристоры при поступлении и закрывают переход тока через ноль. Отметим, что скорость реакции контроллера-оптимизатора на изменение нагрузки составляет сотые доли секунды.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *